31 октября в режиме ВКС состялось совещание строительных и проектных СРО с руководителями государственной экспертизы и профильных министерств СФО.
На совещании обсудили вопросы усиления роли и ответственности специалистов, включенных в НРС, взаимодействия органов экспертизы с СРО и национальными объединениями саморегулируемых организаций, а также увеличения наполнения ценовыми показателями ФГИС ЦС.
В совещании приняли участие президент Национального объединения строителей Антон Глушков, вице-президент НОПРИЗ Николай Капинус, советник начальника Главгосэкспертизы России Алексей Штейников, начальник Сибирского филиала Главгосэкспертизы России Ирина Таран. Модератором события выступил председатель Комитета РСС по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий Максим Федорченко.
Главной задачей совещания Максим Федорченко назвал организацию более плотного взаимодействия строительных и проектных СРО с органами экспертизы по таким вопросам, как повышение ответственности специалистов из НРС, переход на ресурсно-индексный метод ценообразования и наполнение информацией ФГИС ЦС и других информационных систем, цифровизация отрасли и обновление технического регулирования.
Ирина Таран подчеркнула необходимость повышения качества проектной документации, в целях чего нужно отсекать от исполнения контрактов компании низкого профессионального уровня. Также она напомнила об обязательности наполнения актуальными сведениями ФГИС ЦС.
Максим Федорченко рассказал о недавнем (от 18 октября) руководящем письме министра строительства РФ, где органам экспертизы предписывается проверять при приемке проектной документации, является ли компания, разработавшая документацию, членом профильной СРО, и включены ли подписавшие данную документацию инженерные специалисты в НРС.
Проверкой физлиц, включенных в Национальный реестр, на предмет возможного исключения их из Нацреестра (по причине неисполнения либо некачественного исполнения ими своих должностных обязанностей), занимается специальная комиссия. Вице-президент НОПРИЗ Николай Капинус рассказал, что часто при проверке выясняется: сведения о ГАПах и ГИПах — подписантах вообще отсутствуют в Нацреестре, хотя к этому обязывает Градкодекс РФ (то есть и исключать некого). А для тех, кто в Нацреестре состоит, нередко предъявляемые основания оказываются недостаточными для исключения. Вместе с тем, проблему снижения качества проектов нельзя недооценивать, полагает Николай Капинус. Для ее решения, по его словам, НОПРИЗ выдвинул предложения, во многом положенные в основу руководящего письма министра строительства РФ от 18 октября.
Алексей Штейников указал на большую работу по повышению качества ПСД, проводимую совместно НОПРИЗ и Главгосэкспертизой – в нее входит интеграция информационных ресурсов, обучение специалистов и внедрение более узкой специализации экспертов, а также мероприятия по переходу на РИМ. Алексей Штейников подтвердил, что в органы Госэкспертизы продолжает поступать проектная документация, утвержденная «нелегитимными» ГИПами, сведения о которых отсутствуют в Нацреестре (за сентябрь-октябрь 2023 – порядка 20 процентов от общего объема ПСД). По мнению Алексея Штейникова, прямое формальное предписание обеспечить выполнение требований Градкодекса часто приводит к формальному же его исполнению: заявители оперативно находят специалистов из реестрадля подписания документации и успешно повторно сдают документацию, но это не приводит к повышению ее качества. Необходимо, по его мнению, обеспечить полноценную включенность ГИПа во весь ход разработки ПСД, чтобы он был не просто подписантом, а действительно видел и контролировал весь ход работы.
Также Алексей Штейников предложил на уровне регламентов усилить роль заказчика – чтобы высветить и исключить ситуации, когда вина главного инженера в низком качестве проекта по факту оказывается спровоцированной заказчиком, который пренебрегает исполнением своих обязательств по предоставлению исходных данных и т. п. Это предложение в дальнейшем поддержала Ирина Таран.
Еще одно предложение — развить и усовершенствовать существующие стандарты процессов проектирования, разрабатываемые СРО, НОПРИЗ. И третье предложение: рассмотреть возможности внедрения или усовершенствования системы управления качеством разработки проектной документации. В идеале соответствующий стандарт должен действовать в каждой проектной организации, полагает Алексей Штейников.
Заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ Алексей Швецов подробнее сообщил, как ведется работа над интеграцией информационных систем Госэкспертизы и Нацреестра специалистов (речь идет именно о физлицах, необходимое взаимодействие с Реестром членов СРО – юрлицами – уже обеспечено, система работает). Для скорейшего и успешного завершения упомянутой интеграции он рекомендовал сотрудникам СРО актуализировать паспортные данные физических лиц в Нацреестре.
Заместитель министра регионального развития Республики Алтай Максим Гербет отметил, что некачественная проектная документация, которая требует многочисленной доработки влечет для государственных заказчиков срывы сроков исполнения государственных программ и национальных проектов. В связи с чем заказчики заинтересованы в исключении из реестров недобросовестных специалистов. Обращение о конкретном примере недобросовестного исполнения своих обязательств проектной компанией направлено регионов в адрес комитета по саморегулированию НОПРИЗ.
Заместитель министра строительства и ЖКХ Республики Хакасия Алексей Филюшин предложил возродить на региональном уровне государственные проектные институты – и ввести для них полноценную ответственность за то, что они проектируют.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков выдвинул несколько предложений:
— Первое – необходимо во взаимодействии с региональными органами ГАСН обеспечить регулярную централизованную «выгрузку» информации в СПК о часто совершающих ошибки главных инженерах на стройке.
— Второе – службам контрактации в обязательном порядке обеспечить контроль членства подрядчика в СРО.
— Третье предложение – перестать перекладывать на подрядчиков – проектировщиков и строителей – функции государственного и муниципального заказчика по получению и выполнению технических условий, сбору исходных данных и пр.
— Четвертое предложение Антона Глушкова – использовать государственные «контракты под ключ» (с единым исполнителем на все этапы работ) исключительно для объектов повторного применения, уже реализованных ранее на территории региона и требующих только индивидуальной «привязки».
— Пятое предложение – продумать, каким должен быть обновленный механизм пересмотра твердой стоимости государственных и муниципальных контрактов.
— Шестое предложение — с 1 января 2024 года обеспечить готовность уполномоченных государственных и муниципальных органов работать с машиночитаемым XML-форматом проектной документации.
— Седьмое предложение – определить, в какой единой программе должны работать проектировщики (с учетом специфики требований по импортозамещению и, вместе с тем, необходимости перейти на ТИМ и организовать единое информационное поле, где легко могут передаваться от исполнителя к исполнителю проекты повторного применения, и т. д.).
В завершении совещания специалист Сибирского филиала Главгосэкспертизы Екатерина Кукочкина призвала саморегулируемые организации помочь субъектам провести работу с крупными поставщиками в регионах для предоставления прайсов. Председатель Правления Ассоциации «Сибирские строители» Ольга Матвеева рассказала о своем опыте привлечения поставщиков для наполнения ФГИС ЦС через взаимодействие с комитетом Опоры России и других площадок.
В ходе дальнейшего обсуждения вице-президент НОПРИЗ Николай Капинус предложил для обеспечения обязательной проверки членства в СРО при заключении госконтрактов отметить необходимость внесения соответствующего пункта в типовые условия контракта. Начальник Сибирского филиала Главгосэкспертизы России Ирина Таран также поддержала необходимость повышения роли заказчика и ответственности специалистов. По итогам совещания будет подготовлена резолюция, которая будет направлена всем участникам совещания.