13 февраля в рамках форума «Стратегии ускорения темпов строительства» Сибирской строительной недели состоялось заседание Комитета НОСТРОЙ по административным процедурам в сфере строительства.
Главной темой заседания стало обсуждение проблемы дефицита объектов социальной инфраструктуры во многих российских городах. В работе комитета приняли участие первый заместитель министра строительства Новосибирской области Дмитрий Тимонов, начальник Управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Евгений Улитко, председатель Комитета РСС по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий, координатор НОСТРОЙ и НОПРИЗ в Сибирском федеральном округе Максим Федорченко.
Председатель комитета НОСТРОЙ по административным процедурам в сфере строительства Леонид Бандорин обозначил степень остроты проблемы: все чаще в городах России застройщики сталкиваются с прокурорским запретом на выдачу разрешений на строительство жилья – в связи с нехваткой нормативных объемов «социалки».
Чтобы предотвратить торможение инвестиционно-строительного процесса, в российских регионах используют «компромиссные» инструменты, в частности, привлекая к финансированию строительства школ, детсадов застройщиков жилья – в форме определенного взноса, выплачиваемого застройщиками за каждый квадратный метр вводимых квартир.
Характерным примером здесь является опыт города Перми; здесь решением Городской Думы от 17.12.2019 был принят специальный «Порядок заключения соглашения о сотрудничестве между застройщиком и МО город Пермь для развития сети социальной инфраструктуры». Подробно этот опыт описала начальник департамента градостроительства и архитектуры администрации Перми Мария Норова. По ее сведениям, благодаря действию данного документа к настоящему времени заключено 13 соглашений с застройщиками, в бюджет города привлечено без малого 3 млрд рублей на возведение школ и детсадов.
Как отметил Дмитрий Тимонов, в Новосибирске также рассматривается вариант софинансирования застройщиками строительства социалки (в пропорции 50/50 с бюджетом, для застройщиков выходит взнос около 5 тыс. р. с квадратного метра жилья). Вместе с тем, Дмитрий Тимонов, в силу сохраняющейся правовой неоднозначности такого инструмента, предложил прежде всего отрегулировать его действие на федеральном уровне. В противном случае останется все жилищное строительство вести исключительно в рамках проектов КРТ, где финансирование «социалки» проработано более внятно.
Максим Федорченко высказал опасение, что в любом случае, с позиции банков, подобные «социальные взносы» от застройщиков являются нецелевым расходованием средств проектного финансирования – со всеми вытекающими последствиями (в том числе проблемами в части налогообложения).
Возможный путь «легитимного» решения озвучила президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева, продемонстрировав общие для регионов «Предложения по проведению эксперимента по заключению инфраструктурных соглашений с застройщиками при реализации градостроительных проектов». Как пояснила Надежда Косарева, указанные предложения основаны на международном опыте установления инфраструктурных сборов при реализации градостроительных проектов, а также на практике участия застройщиков в создании (социальной) инфраструктуры в России.
Участники пришли к единодушному выводу, что тема остро нуждается в дальнейшей проработке и конкретизации – в частности, на уровне Комитета по строительству и ЖКХ Государственной Думы РФ.