18 апреля в Совете Федерации состоялось заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации на тему «Актуальные вопросы реализации мероприятий по развитию жилищного строительства на сельских территориях». Заседание прошло под председательством Инны Юрьевны Святенко, заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В приветственном слове к участникам мероприятия Инна Юрьевна сказала, что в Совете Федерации уделяется особое внимание развитию сельских территорий. Реализация государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий осуществляется в соответствии со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Стратегия направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, сохранения социального и экономического потенциала сельских территорий и историко-культурных основ идентичности народов страны, а также для поддержания социального контроля и освоенности сельских территорий.
По словам вице-спикера СФ, сельские территории России – это ключевой ресурс страны, при эффективном использовании которых может быть обеспечено устойчивое развитие экономики. Вместе с тем Инна Святенко отметила отставание уровня и качества жизни сельского населения от уровня городских жителей, что ведёт к оттоку населения из села. «Главным инструментом, направленным на повышения качества жизни сельского населения, сейчас выступает государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», которая с 2020 года охватила 12 миллионов человек», — подчеркнула сенатор, добавив, что с 2025 года в программу должны включиться воссоединённые регионы.
Вице-спикер СФ напомнила о реализации в рамках программы проекта «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домохозяйств», который предусматривает и предоставление социальных выплат на улучшение жилищных условий, и строительство жилья в наем с привлечением средств работодателя, а также обеспечение инженерной инфраструктурой площадок под компактную жилищную застройку.
Инна Святенко отметила востребованность в регионах этих мер и предложила рассмотреть вопрос об увеличении объема субсидии субъектам РФ на предоставление выплат, необходимых для обеспечения жильем сельских граждан в предстоящем бюджетном периоде. Заместитель Председателя СФ обратила внимание на программу «Сельская ипотека», которая в 2022 году по поручению Президента России стала бессрочной. «Также принято решение расширить параметры льготной сельской ипотеки», — напомнила Инна Святенко. По ее мнению, целесообразно подумать о дополнительных мерах корректировки данного инструмента. «При определенных корректировках условий сельской ипотеки следует вновь передать эту программу на сопровождение «ДОМ.РФ», который ранее отказался от участия в ней».
Вице-спикер СФ также затронула тему обеспеченности сельской местности объектами коммунальной инфраструктуры. «Государством разработаны беспрецедентные меры поддержки инфраструктурных проектов в регионах, колоссальные финансовые средства заложены в федеральный проект «Инфраструктурное меню». Но эти механизмы слабо применяются на сельских территориях».
Говоря о реализации инициативы социально-экономического развития страны до 2030 года «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения», заместитель Председателя СФ подчеркнула, что на сельских территориях и в малых городах уже определены «точки роста» – опорные населенные пункты. «В 81 субъекте РФ уже отобрано и утверждено 1839 опорных населенных пунктов, которые вместе с прилегающими территориями образуют новый формат сельских агломераций».
Инна Юрьевна также напомнила о проведении 13-14 мая на ВДНХ Форума тружеников села, в котором примут участие представители федеральных органов исполнительной власти, работники АПК и социальной сферы села из регионов. Ранее Председатель СФ Валентина Матвиенко приняла решение о расширении формата ежегодных встреч с работниками села.
С докладом на тему «Механизм КРТ, как инструмент развития малоэтажного и индивидуального жилищного строительства на сельских территориях» выступил председатель Комитета РСС по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий Максим Федорченко.
Он рассказал, что сегодня во многих программных документах поставлена задача развития сельских территорий и малых городов. Это и Послание Президента 2024 года, и соответствующие решения Государственного Совета, и Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года. Все эти документы говорят о необходимости сокращения различий в социально-экономическом развитии регионов, преодоления тенденции пространственного сжатия, оздоровления депрессивных территорий, расположенных за пределами крупных городских агломераций.
По словам Максима Владиславовича, для решения этих стратегических целей наиболее важным шагом является сформулированная в Послании Президента задача по формированию к концу 2024 года перечня опорных населенных пунктов во всех субъектах РФ и принятию программы по их развитию с указанием конкретных мероприятий и источников финансирования.
«Разработка таких планов долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов, обладающих потенциалом роста экономики и занятости населения, дадут ориентиры и для развития жилищного строительства, в том числе в рамках механизма КРТ. Пока же состояние жилищного фонда, обеспеченность инфраструктурой и в целом качество жизни на сельских территориях отстает от городских стандартов.
По данным Росстата в настоящее время на сельских территориях проживают 36,8 млн человек, что составляет 25,1% от общей численности населения. Следует отметить, что этот процент постепенно уменьшается. Так, например, в 2020 году этот процент составлял 25,3%. По состоянию на 1 января 2024 года численность сельского населения сократилось на 168 тыс. человек, городского – на 128 тыс. человек. А всего с 2020 года сельских жителей стало на 300 тыс. меньше. При этом происходит не только естественная убыль населения, но и миграционные оттоки, особенно из малых населенных пунктов, расположенных на сельских территориях.
Все это свидетельствует о том, несмотря на то, что с 2019 года действует Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» и на благоустройство сельских территорий выделяются значительные средства, например, в 2023 году было выделено 64 млрд руб., пока не удается преодолеть отставание в уровне жизни сельского населения и обеспечить стабилизацию его численности. Требуются дополнительные меры, и в первую очередь по увеличению объемов жилищного и инфраструктурного строительства. Одной из таких мер могло бы стать развитие малоэтажного и индивидуального жилищное строительство с применением механизма КРТ», – подчеркнул вице-президент РСС.
Он также заметил, что на сегодняшний день проектов КРТ с малоэтажной и индивидуальной жилой застройкой не так много. А проектов строительства малоэтажных жилых комплексов (МЖК), которые реализуются в рамках Федерального закона № 214-ФЗ, всего 7. Вместе с тем именно этот вид жилищного строительства имеет наибольшие перспективы при развитии сельских территорий и малых городов.
«Чтобы сохранить на этих территориях молодежь и привлечь специалистов, нужно чтобы жилая застройка соседствовала с развитой образовательной и культурной средой, а также с многопрофильными местами приложения труда. Все это граждане, строя себе дома хозяйственным способом или привлекая подрядчиков, обеспечить не смогут. Государство в рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий» прикладывает максимум усилий для этого, но как мы видим, пока этого недостаточно. Необходимо привлекать к этой работе частный бизнес, и наиболее эффективным способом может стать строительство частным инвестором малоэтажных жилых комплексов, в рамках механизма КРТ», — отметил докладчик.
Говоря о причинах, препятствующих широкому применению таких проектов, Максим Владиславович выделил высокую нагрузку, связанную с большим объемом инфраструктурного строительства. В проектах комплексного развития ИЖС инфраструктура (сети, дороги, социальные объекты) занимает более 25% от стоимости всего проекта. Отчасти эта проблема может быть решена путем оптимизации показателей нормативов градостроительного проектирования. Также, по словам спикера, необходимо снизить затраты на подключение к различным видам инженерных сетей путем разработки типовых технологических решений и единой прозрачной методики по формированию тарифов на подключение к инженерным сетям.
«Конечно, строительство МЖК должно быть синхронизировано с развитием инфраструктуры на выделенных земельных участках. При этом необходимо объединение всех имеющихся государственных программ и механизмов поддержки для субсидирования строительства инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры. С этой задачей частный инвестор, пожалуй, не справится самостоятельно, поэтому здесь требуется участие регионального оператора ИЖС, а в случае, когда проект реализуется с применением механизма КРТ – оператора КРТ, который возьмет на себя соответствующие функции.
Сейчас оператор КРТ наделен дополнительными полномочиями и уже есть положительный опыт его работы. Например, у нас в Новосибирской области проекты КРТ реализуются АО «АРЖС НСО», созданного Правительством Новосибирской области. Им организован эффективный механизм взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями. Осуществляется своевременное финансирование строительства инженерной инфраструктуры, в том числе за счет всех программ «Инфраструктурного меню», и это позволяет обеспечивать территорию КРТ инженерными сетями еще до объявления торгов на право заключения договора о КРТ. Вот по этому же пути нужно идти и при развитии комплексной малоэтажной и индивидуальной жилой застройки», — заявил М.В. Федорченко.
Второй существенной проблемой, которая сдерживает строительство малоэтажных жилых комплексов, которую обозначил спикер, стала это недоступность проектного финансирования при реализации таких проектов. Требования банков при проектном финансировании МЖК завышены по сравнению со строительством МКД. Также мешают развитию этого сектора жилищного строительства неурегулированность законодательства об управлении жилыми комплексами.
«Кроме того, для повышения активности региональных органов, считаем возможным рассмотреть вопрос о включении в Национальный проект «Жилье и городская среда» показателей по вводу малоэтажных жилых комплексов с определением объемов финансирования из бюджетов всех уровней», — отметил Максим Федорченко.
Он также осветил вопрос о применении КРТ жилой застройки на территориях, полностью занятых ИЖС. «Дело в том, что в частном жилом секторе наблюдается довольно высокий процент износа. Территории, полностью занятые ИЖС, также нуждаются в реновации. Принятие поправок, о которых мы все время говорим, будет актуальным и для сельских территорий, и для малых городов, ну и конечно для крупных городов, где эти территории, занятые ветхими ИЖС, не дают нормально развиваться городу. Ну действительно, с одной стороны ввели процедуру согласования АГО, мы согласовываем фасады, колористику, а с другой стороны, рядом с этой «красотой» соседствуют уродливые ИЖС.
Нужно этот вопрос решать. При этом гражданам-собственникам объектов ИЖС нужно дать право голосовать за развитие своей территории, а также предоставить им такие же жилищные гарантии, как собственникам помещений в расселяемых МКД в соответствии с Жилищным кодексом. Также следует предусмотреть для них дополнительные гарантии, например взамен изымаемого земельного участка, предоставлять новый земельный участок, обеспеченный инфраструктурой», — подчеркнул он.
В завершение выступления Максим Владиславович отметил, что необходимо создать отдельные стандарты комплексного развития сельских территорий, с учетом специфики сельской жизни. При этом должны быть учтены все виды сельских территорий, а также географические и национальные особенности. Наличие таких стандартов позволит преодолеть дифференциацию в уровне и качестве жизни сельских жителей, существующей как между регионами, так и внутри регионов. Он отметил, что перечисленные меры помогут активизировать комплексную малоэтажную и индивидуальную застройку и повысит качество жизни наших граждан, в том числе в малых городах и на сельских территориях.
Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Ходнева Светлана Владимировна в своем выступлении отразила вопросы реализации мероприятий по развитию жилищного строительства на сельских территориях. По ее словам, комплекс проектов и программ, нацеленных на выполнение этой задачи, включает в себя в том числе создание комфортной среды проживания на сельских территориях. Приоритетным направлением в данной сфере является стимулирование жилищного строительства и, соответственно, обеспечение сельских жителей благоприятными условиями проживания.
Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», одной из целей которой является повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах. В рамках Госпрограммы КРСТ реализуется федеральный проект «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений», предусматривающий реализацию мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий сельского населения.
Гражданам, проживающим или изъявившим желание проживать и работающим на сельских территориях (признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий), осуществляется предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий, а именно на строительство (приобретение) жилья. За 2020 – 2023 годы направлено 5,1 млрд рублей, результат: введено (приобретено) 425,9 тыс. кв. м жилья, улучшили жилищные условия 5,6 тыс. семей. В 2024 году предусмотрено 0,5 млрд рублей, планируется ввести (приобрести) 48,3 тыс. кв. м жилья для 0,3 тыс. семей. В рамках содействия строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, предусматривается предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование. За 2020 – 2023 годы направлено 5,1 млрд рублей, результат: введено (приобретено) 160,5 тыс. кв. м жилья, улучшили жилищные условия 2,4 тыс. семей. В 2024 году предусмотрено 3,7 млрд рублей на строительство (приобретение) 61,2 тыс. кв. м жилья для 0,9 тыс. семей.
В рамках проектов по обустройству объектами инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок осуществляется:
— строительство объектов инженерной инфраструктуры (электро-, газо- и водоснабжение, подведение канализации);
— организация уличного освещения, строительство улично-дорожной сети, а также благоустройство территории (в том числе озеленение пространства).
За 2020 – 2023 годы направлено 11,2 млрд рублей, результат: реализовано 116 проектов. Обеспечено инфраструктурой 11,3 тыс. участков под жилищную застройку. В 2024 году предусмотрено 1,2 млрд рублей на реализацию 24 проектов, в 2024 году будет завершено 7 проектов. В рамках Льготной ипотеки осуществляется предоставление субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях (сельских агломерациях) по льготной ставке от 0,1 до 3% годовых.
За 2020 – 2023 годы направлено 46,1 млрд рублей, результат: выдано133,3 тыс. льготных ипотечных кредитов на строительство (приобретение) более 8,2 млн кв. м жилья. В 2024 году предусмотрено 24,5 млрд рублей. Будет осуществляться субсидирование ранее выданных кредитов.
Как рассказала докладчик, в настоящее время Минсельхозом России проводится планомерная работа по формированию новых подходов к ускоренному инфраструктурному развитию сельских территорий в рамках реализации инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р, посредством определения на сельских территориях и в малых городах «точек роста» – опорных населенных пунктов.
«По состоянию на 5 апреля 2024 г. 81 субъектом Российской Федерации отобрано и утверждено 1839 опорных населенных пунктов, которые вместе с прилегающими территориями образуют новый формат сельских агломераций. Ускоренная инфраструктурная реновация сельских агломераций будет осуществляться в рамках долгосрочных планов социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий. Источником финансирования долгосрочных планов развития станет не только Госпрограмма КРСТ, но и отраслевые и территориальные государственные программы за счет синхронизации их ресурсов в рамках работы Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
Подходы к формированию мероприятий долгосрочных планов развития направлены на создание на базе опорных населенных пунктов центров оказания социально значимых услуг населению всей сельской агломерации, а также рост предпринимательской активности, сервисных секторов экономики, динамичное развитие жилищного рынка. При этом зоной присутствия крупного сегмента бизнеса в АПК, промышленности, включая добывающий сектор, должны оставаться прилегающие территории, где сохранить демографический потенциал возможно при условии наличия высокопроизводительных рабочих мест, качественных дорог, связывающих с опорным населенным пунктом, высокоскоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступного благоустроенного жилья.
В настоящее время регионами ведется активная работа по паспортизации территорий, которая заключается в оценке демографических, экономических тенденций и инвентаризации в разрезе каждого населенного пункта текущей обеспеченности социальными и инженерными объектами, их технического состояния, уровня загрузки, кадрового потенциала, и формированию с учетом проведенного анализа проектов долгосрочных планов развития», — рассказала С.В. Ходнева.
Докладчик предложила внести в проект итогового решения Совета следующие рекомендации.
— высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации организовать инвентаризацию земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, обеспеченных объектами инфраструктуры, но не застроенных жильем, в целях выработки предложений по их застройке;
— Росстату в целях разработки единой методики расчета стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на сельских территориях в границах субъекта Российской Федерации предусмотреть в федеральном статистическом наблюдении за ценами на рынке жилья наблюдение за ценами на рынке жилья на сельских территориях в разрезе стоимости приобретения и строительства жилья;
— федеральным органам исполнительной власти и высшим исполнительным органам субъекта Российской Федерации распространить на все мероприятия по улучшению жилищных условий, реализуемые с государственной поддержкой, обязательное условие – построенное (приобретаемое) жилье должно быть благоустроено всеми централизованными или автономными видами благоустройства;
— Минстрою России рассмотреть целесообразность проведения экспертизы на предмет аварийности в случае приобретения жилья с участием материнского капитала.
Гаджимагомед Гусейнов, первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, рассказал о развитии жилищного строительства в 2023 году на территории сельских населенных пунктов Дальневосточного федерального округа (ДФО). Так, введено в действие 1390,3 тыс. кв.м. общей площади жилья (4 % от общей площади жилья, введенного на сельских территориях РФ), из них общая площадь жилых домов, построенных населением, составляет 1062,5 тыс. кв.м. (76 % от общей площади жилья, введенного на сельских территориях ДФО).
На территории сельских населенных пунктов субъектов, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации введено в действие 885,4 тыс. кв.м. общей площади жилья, из них общая площадь жилых домов, построенных населением, составляет 770,8 тыс. кв.м. (87 % от общей площади жилья, введенного на сельских территориях АЗРФ).
За последние 5 лет объемы ввода жилья в сельской местности АЗРФ увеличились на 74% (с 508,2 тыс. кв.м. в 2019 году до 885,4 тыс. кв.м. в 2023 году). Большая часть жилья, введенного в действие на территории сельских населенных пунктов ДФО и АЗРФ осуществлено посредством индивидуального жилищного строительства.
В рамках инициативы «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения» Правительством Российской Федерации одобрены выработанные Минсельхозом России предложения о формировании системы опорных населенных пунктов и прилегающих к ним территорий (далее – ОНП и ПТ) в целях повышения эффективности реализации на таких территориях мер государственной поддержки. В настоящее время во всех регионах ДФО и АЗРФ (за исключением Ямало- Ненецкого АО) утверждены перечни опорных населенных пунктов и прилегающих населенных пунктов, согласно которым определено 279 ОНП (в ДФО – 244 ОНП, в АЗРФ – 35 ОНП в части сухопутных территорий АЗРФ) и 45075 прилегающих территорий (в ДФО – 3596 ПТ, в АЗРФ – 911 ПТ).
Спикер отметил, что в составе государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» и государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» не предусмотрены целевые индикаторы и мероприятия, характеризующие развитие сельских территорий, так как основными целями указанной программы являются повышение уровня социально экономического развития и качества жизни выше среднероссийского на всей территории Дальнего Востока и Арктики в целом.
Меры поддержки и отдельные мероприятия в рамках госпрограмм укрупнены и направлены на развитие укрупнённых территорий, в составе которых могут быть несколько муниципальных образований (например, центры экономического роста, территории опережающего социально-экономического развития), в том числе и сельские территории. Вместе с тем, в рамках деятельности Минвостокразвития России, к действующим механизмам, способствующим развитию жилищного строительства на сельских территориях ДФО и АЗРФ, можно отнести программу «Дальневосточный и Арктический гектар», «Дальневосточная и Арктическая ипотека», программу «Единой Президентской субсидии», в рамках которой реализовываются мероприятия по строительству и приобретению жилья для врачей, учителей, работников культуры в том числе на сельских территориях.
Докладчик внес Предложения по дополнительным мерам государственной поддержки, направленным на стимулирование жилищного строительства на сельских территориях ДФО и АЗРФ.
О работе Департамента жилищной политики Минстроя России в части комплексного развития сельских территорий рассказал Ольга Валерьевна Корниенко, директор Департамента. Она остановилась на вопросах реализации программы «Стимул», осветив итоги ее реализации в регионах.
Иван Александрович Волошин, управляющий директор акционерного общества «ДОМ.РФ», представил информацию о поддержке развития ИЖС на сельских территориях. Он отметил, что по итогам 2023 года ввод жилья на сельских территориях составил 33% от общего объема или 36,6 млн кв. м из 110,4 млн кв. м. При этом в среднем за 10 лет доля ИЖС в общем вводе на сельских территориях составляла 85%, а в последние годы она постепенно сокращается (с пикового значения в 91% в 2021 году до 86% в 2023 году).
«Объем ввода ИЖС в сельских территориях уверенно растет и достиг по итогам 2023 года рекордных 31,5 млн кв. м или порядка 232 тыс. домов, что на 6% больше, чем в прошлом рекордном 2022 году. Это, отчасти, объясняется действующей программой «социальной газификации», а также «дачной амнистией», позволяющий оформить собственность в упрощенном порядке на построенные ранее и не зарегистрированные жилые дома. О востребованности ИЖС среди граждан лучше всего свидетельствуют результаты исследования, проведенного АО «ДОМ.РФ» совместно с ВЦИОМ, в соответствии с которыми большая часть населения в России, а именно 7 из 10 семей, мечтают жить в своем доме. По подсчётам АО «ДОМ.РФ» – это свыше 40 млн домохозяйств», — рассказал докладчик.
При этом, по результатам вышеуказанного опроса, главным препятствием для строительства собственного жилого дома является отсутствие у граждан финансовых средств при этом среди проживающих в сельской местности эта причина актуальна для 77% семей, а в крупных городах с численностью населения более 1,0 млн человек – для 62%. Распространение на строительство индивидуальных жилых домов льготных ипотечных программ, оператором которых Правительством Российской Федерации определено АО «ДОМ.РФ» («Льготная ипотека», «Семейная ипотека», «Дальневосточная ипотека», «IT-ипотека») стало одной из ключевых факторов развития сектора частного домостроения.
«Всего по итогам 2023 года по данным опроса кредитных организаций, ежемесячно проводимого АО «ДОМ.РФ», на создание объектов ИЖС было выдано 118,7 тыс. кредитов на 537,1 млрд руб., что в 3,6 раза больше по количеству и в 3,9 раза по сумме, чем годом ранее. При этом 98% таких кредитов выдано по льготным программам. Существующие льготные программы носят срочный характер и согласно действующим правилам новые выдачи по ним завершатся 1 июля 2024 года. В случае прекращения действия льготных ипотечных программ с 1 июля 2024 года платежеспособный спрос граждан на частные дома снизится. Представляется целесообразным поддержать этот спрос через запуск специальной льготной ипотечной программы в сегменте ИЖС, что в свою очередь позволит вводить большие объемы жилья и удовлетворить потребность граждан в улучшении жилищных условий путем покупки или строительства частного дома», – отметил И.А. Волошин.
Виктор Михайлович Видьманов, первый вице-президент Союза сельских строителей России, выступил с предложениями от Союза. В своем выступлении он затронул не только тему жилищного строительства на селе, но и вопросы производительной силы на сельских территориях, касающиеся, в частности, переработки сельскохозяйственного сырья на месте для пополнения экономики и улучшения благосостояния людей, которые проживают на этих территориях.
«Необходимо комплексно развивать каждую территорию. К сожалению, сегодня нет единого интергатора в сельской местности, под руководством которого можно было бы заниматься вопросами комплексного развития территорий, с создаем высококвалифицированных рабочих мест на базе сельскохозяйственных предприятий и производств. Поэтому один из главных вопросов – это создание единой структуры», — подчеркнул Виктор Михайлович.
В рамках заседания с докладами также выступили Анвар Шамилов, директор направления «Инфраструктурные проекты» публично-правовой компании «Фонд развития территорий», Федор Дерека, министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Кристина Ковалева, руководитель направления кредитования ипотечных программ с государственной поддержкой публичного акционерного общества «Сбербанк России», Юлия Деменюк, заместитель председателя Правления акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» и другие.
Итоги заседания Совета подвела Инна Святенко. Она поблагодарила выступающих за содержательные доклады и призвала направить дополнительные предложения и замечания для формирования итогового проекта Решения.
По материалам сайта omorrss.ru.