29 марта состоялось заседание Правления Российского Союза строителей на тему «Подготовка к переходу на ресурсно-базисный метод ценообразования в строительстве как пример взаимодействия органов власти и реального сектора экономики по поддержке строительной отрасли на текущий период и перспективу».
В мероприятии приняли участие Президент РСС Владимир Яковлев, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко, и.о. директора ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин, Первый вице-президент РСС Владимир Дедюхин, вице-Президенты РСС Анвар Шамузафаров и Максим Федорченко, Президент НОСТРОЙ Антон Глушков, вице-Президент НОСТРОЙ Антон Мороз, руководитель Аппарата НОСТРОЙ Сергей Кононыхин, Президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Быстров, председатели комитетов РСС Андрей Пустовгар, Сергей Головин и Ольга Кубанская, а также другие представители строительного сообщества.
В своем вступительном слове Владимир Яковлев отметил важность обсуждаемой темы в контексте мер поддержки строительной отрасли, принятых Правительством РФ.
Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Сергей Музыченко по видео-конференц-связи остановился на текущей ситуации, связанной с ростом цен на стройматериалы, рассказал о подготовительной работе по запуску большого числа проектов строительства, а также о разработке нормативно-правовой документации для поддержки и дальнейшего развития строительной отрасли.
Помощник начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» Сергей Головин доложил о формировании системы гибкого регулирования цены контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт в условиях существенного роста стоимости строительных ресурсов.
И.о. директора ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин сообщил, что с 2022 года учреждение начинает выполнять дополнительную оценку всех национальных стандартов и сводов правил на предмет применения иностранного оборудования и материалов для строительства, которые не имеют аналогов на территории РФ и стран Евразийского союза. В 2022 году такой оценке будут подлежать не менее 50 национальных стандартов и 73 сводов правил.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков затронул вопрос о повышении уровня зарплаты в строительной отрасли. Он отметил, что сегодня ее средний уровень в 38 субъектах страны ниже средней заплаты по региону и назвал сложившуюся ситуацию «вопиющей недоработкой» руководства субъектов. Нацобъединением разработана модель, согласно которой повышение зарплаты до среднерыночных показателей увеличивает реальные затраты на строительства объекта не более чем на 1-1,5%. Антон Глушков также рассказал о последних изменениях в постановление Правительства РФ № 1315 и проблемах его реализации.
Вице-Президент РСС по работе в СФО, координатор НОСТРОЙ по СФО Максим Федорченко проанализировал эффективность уже принятых антикризисных мер, а также сообщил о дополнительных мерах поддержки, предлагаемых строительным сообществом. Отметил, что несмотря на принимаемые меры по недопущению роста цен на строительные ресурсы, в настоящее время на рынке наблюдается волатильность цен на металлические изделия, строительные материалы и оборудование, что приводит к невозможности планирования строительной деятельности. В связи с этим принимаемые меры должны носить более системный характер. Наряду с установлением таможенных преференций, упрощением логистики, снижением тарифов на перевозку грузов, необходимо принять комплекс мер по стимулированию отечественных производителей строительных материалов, а также расширить полномочия ФАС по применению антимонопольного регулирования не только в отношении компаний, занимающих доминирующей положение, но и на других участников рынка.
Принятые меры в области контрактной системы, такие как снижение штрафных санкций, возможность увеличения цены контракта, расширение оснований для проведения торгов с единственным поставщиком, имеют большое значение. Однако, поскольку в законодательстве эти возможности определены как право заказчиков, то зачастую, региональные органы государственной власти ими не пользуются, опасаясь возможных претензий со стороны проверяющих органов. Высказал мнение о необходимости установления права подрядчиков на получение таких мер поддержки вместо права заказчиков на их применение. В связи с тем, что цена на отдельные товарные позиции выросли в 2 и более раза, предложил рассмотреть возможность увеличения предельного уровня увеличения цены контракта, установленного в настоящее время в размере 30% и 100 млн руб.
Кроме того, большинство принятых антикризисных мер требует принятия региональных НПА. В целях стимулирования работы субъектов Российской Федерации по принятию таких документов, целесообразным является разработка методических и разъяснительных документов Минстроя России.
Положительно оценивая работу Минстроя России по переходу строительной отрасли на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, вместе с тем отметил необходимость повышения прозрачности формирования цен на строительные ресурсы, содержащихся в ФГИС ЦС, которые определяются с применением ресурсно-технологической модели, что особенно необходимо для региональных центров ценообразования.
Принятые решение по увеличению лимитов по программе льготной ипотеки и субсидирование ставки ипотечного кредитования до 12% имеет важное значение будет способствовать оживлению рынка жилищного строительства. Вместе с тем, необходимо провести дополнительный анализ эффективности принятых мер в регионах, где уровень платежеспособного потребительского спроса существенно ниже, чем в столичных регионах. Кроме того, программа льготного ипотечного кредитования будет действовать всего 3 месяца, что с учетом длительности инвестиционно-строительного цикла в 2-3 года этого, недостаточно. Принятое решение по субсидированию ставки проектного финансирования до 15% также недостаточно для региональных застройщиков. Предложил субсидировать ставку как минимум до 11%, а также изменить формат предоставления такой поддержки, путем субсидирования не банков, а напрямую застройщиков.
Также отметил, что в настоящее время имеется правовая база для решения вопроса о временном установлении моратория на выплату денежной компенсации участникам долевого строительства при обнаружении недостатков объекта долевого строительства. Такая денежная компенсация должна применяться только в случае отказа застройщика устранить обнаруженные дефекты. В дальнейшем, при формировании положительной правоприменительной практики, такие нормы могут быть установлены в Федеральном законе.
Также временный мораторий следует установить на применение Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ об установлении приаэродромных территорий и санитарно-защитных зон.
Предложения Максима Федорченко были одобрены участниками заседания и будут включены в итоговое постановление Правления РСС.