7 декабря под председательством заместителя Председателя Совета Федерации Галины Кареловой состоялось заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса на тему: «Комплексное развитие территорий: проблемы и пути их решения».
В заседании приняли участие заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Никита Стасишин, губернатор Воронежской области Александр Гусев, сенаторы Андрей Шевченко, Дина Оюн, Дмитрий Кузьмин, руководители ДОМ.РФ, Фонда содействия реформированию ЖКХ. От Российского союза строителей в мероприятии участвовал вице-президент РСС, координатор НОСТРОЙ по СФО, руководитель совета АСОНО Максим Федорченко.
Открывая заседание Галина Карелова, отметила, что введение механизма КРТ призвано решить такие национальные задачи, как расселение аварийного и ветхого жилья, создание современной и комфортной городской среды. За прошедший год проделана большая работа. 82 субъекта РФ уже приняли НПА, необходимые для реализации проектов КРТ. Ряд регионов, такие как Тюменская, Московская области, Республика Татарстан уже приступили к реализации проектов КРТ. Вместе с тем, существует ряд проблем, препятствующих более активному внедрению указанного механизма. Среди таких проблем спикер назвала сложность в реализации проектов КРТ в границах зон охраны объектов культурного наследия, а также на приаэродромных территориях, невозможность реализации проектов на территориях, полностью занятых ветхими объектами ИЖС, запрет на жилую застройку территорий, которые ранее были освобождены от МКД, отсутствие механизмов поддержки застройщиков, реализующих проекты КРТ, высокие предпринимательские риски в связи с возможностью принятия жителями решения об исключении МКД из проекта КРТ уже после проведения торгов на право заключения договоров о КРТ и другие проблемы.
Никита Стасишин сообщил, что в настоящее время субъектами РФ рассматривается 629 территорий, в отношении которых может быть принято решение о КРТ, площадью 23 тыс. га с градостроительным потенциалом 145 млн. кв. м объектов недвижимости различного назначения. Подготовлено 95 проектов решений о КРТ, опубликовано 80 проектов решений о КРТ, принято 44 решения о КРТ, проведено 17 торгов на право заключения договоров о КРТ, заключены 32 договора о КРТ. Отметил, что самая актуальная проблема на сегодня – это отсутствие инвесторов для проведения расселения из ветхого и аварийного жилья в связи с низкой рентабельностью таких проектов. Требуется увеличение объемов финансирования проектов КРТ в рамках «инфраструктурного меню», программы переселения из аварийного жилья, программы «Стимул» и предоставление иных мер государственной поддержки. Также проинформировал, что в настоящее время ведется работа по разработке программы субсидирования ставки проектного финансирования на начальной стадии реализации проектов КРТ. Это поможет снизить кредитную нагрузку для застройщиков на этапе освоения/освобождения земельных участков для нового строительства.
В своем докладе Максим Федорченко отметил, что исходя из цели нацпроекта «Жилье и городская среда» по ежегодному вводу жилья в объеме 120 млн кв. м., в течение ближайших семи-восьми лет нужно вовлечь в строительство дополнительно 140 тыс. га земли. Для сравнения ДОМ.РФ ежегодно вводит в оборот 3,4 тыс. га неэффективно используемых земель федерального значения. Поэтому основным ресурсом для развития территорий является редевелопмент уже застроенных территорий. Но именно при подготовке проектов КРТ жилой застройки возникает большая часть проблемных вопросов, которые сдерживают инвестиционную активность в этой сфере.
В дополнение к уже перечисленным проблемным вопросам остановился на необходимости введения технико-экономического обоснования в качестве обязательного документа при принятии решения о КРТ, в котором должны быть указаны и рассчитаны расходы частного инвестора, в том числе в части строительства объектов инфраструктуры, объем государственной поддержки и вклад публичного инвестора. Предложил также ввести возможность предоставления земельных участков в целях КРТ не только в аренду, но и в собственность по выбору заявителя, как это было предусмотрено ранее при реализации проектов РЗТ. Обратил внимание также на необходимость установления правового статуса мастер-плана, разрабатываемого при принятии решения о КРТ. Также требует дополнительного разъяснения постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 846 о предоставлении субсидий на переселение из аварийного жилищного фонда в рамках реализации проектов КРТ, которая может быть предоставлена Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере от 25 до 100 процентов. Неоднозначное толкование указанного документа вызывает проблемы при определении размера денежных средств, которые могут быть выделены из регионального бюджета, и в целом при расчете экономики проекта.
Отдельной темой его выступления стала деятельность Комитета РСС по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий, который проводит аналитическую работу по внедрению механизма КРТ в регионах. Максим Федорченко сообщил, что в настоящее время создан электронный ресурс, где публикуются все нормативные правовые акты, принятые субъектами РФ в целях КРТ. Это позволяет обмениваться опытом, выявлять наилучшие практики. В планах – создать аналитический ресурс с наиболее успешными региональными проектами КРТ.
Соглашаясь с мнениями выступающих о необходимости совершенствования правового регулирования установления зон приаэродромных территорий, а также защитных зон объектов культурного наследия, предложил передать полномочия по установлению таких видов ЗОУИТ на региональный уровень.
Все предложения докладчиков будут учтены в итоговой резолюции.