12 ноября состоялось заседание Комитета РСС по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий с участием заместителя директора Департамента комплексного развития территорий Минстроя России Максима Галя и заместителя министра строительства – главного архитектора Самарской области Владимира Спиридонова.
Открывая заседание, Председатель Комитета по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий, член Правления Российского Союза Строителей (РСС) Максим Федорченко сообщил, что Комитет продолжает мониторинг принятия субъектами РФ нормативно-правовых актов, необходимых в целях реализации механизма КРТ. В настоящее время уже более 316 НПА, принятые в 73-х субъектах РФ, размещены на сайте Комитета. Теперь работа Комитета должна перейти в практическую плоскость с тем, чтобы определить на конкретных пилотных проектах насколько принятые документы эффективны и позволяют привлекать инвестиции в комплексное развитие территорий.
Максим Галь, рассказывая о текущей ситуации по подготовке и реализации механизма КРТ в регионах проинформировал, что в настоящее время в 60-ти субъектах РФ принята необходимы правовая база, достаточная для принятия решений о КРТ и объявления торгов на право заключения договоров о КРТ. В настоящее время на рассмотрении в регионах находятся 650 проектов территорий, в отношении которых может быть принято решение о КРТ. 139 проектов решений о КРТ уже подготовлены и находятся в процессе согласования, проведены торги в отношении 13 территорий, заключен 21 договор о КРТ. Проинформировал также, что в настоящее время в Минстрое России формируется пакет поправок по совершенствованию законодательства о КРТ, в том числе по предложениям РСС и НОСТРОЙ. Например, Минстрой уточняет порядок признания объекта капитального строительства нежилого назначения аварийным и предлагает распространить указанный порядок на объекты ИЖС. Кроме того, готовится документ, направленный на вовлечение дополнительных земельных участков в границы территорий КРТ, в том числе в части упрощения порядка согласования наличия на таких территориях объектов культурного наследия.
Заместитель министра строительства– главный архитектор Самарской области Владимир Спиридонов представил пилотный проект комплексного развития территорий города Самары «Безымянка: новое дыхание». Указанный проект будет реализовываться параллельно с инфраструктурным проектом по развитию Самарского метрополитена. Правительственной комиссией по региональному развитию РФ выделен бюджетный кредит в размере 10,4 млрд рублей на реновацию жилой застройки в рамках строительства Самарского метрополитена. В настоящее время для реализации указанного проекта подготовлены 12 лотов и 30 площадок жилой застройки, с Минстроем России согласована дорожная карта.
Вместе с тем, существует ряд проблемных вопросов, решение которых возможно только на федеральном уровне. Например, необходимо внести изменение в действующее законодательство о введение возможности строительства МКД на земельных участках, высвобожденных в результате сноса аварийного жилищного фонда. Также необходимо пересмотреть показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленного Минстрой России на IV квартал 2021 года в размере 40816 руб./кв.м., который не соответствует фактической себестоимости строительства на территории Самарской области. По оценке министерства строительства этот показатель должен составлять не менее 54240 руб./кв. м., что позволит привлечь инвесторов к расселению непригодного для проживания жилищного фонда. Также требует рассмотрения вопрос о возможности направления заявки на получение бюджетных кредитов на стадии предпроектных предложений, то есть до разработки проектно-сметной документации и получения положительной экспертизы проектной документации.
Отдельное обсуждение было посвящено вопросу разработки мастер-плана в рамках подготовки решения о КРТ. Действующее законодательство не содержит норм, устанавливающих правовой статус указанного документа, порядок его разработки и принятия, что создает неопределенность в вопросе возможности использования бюджетных средств на его подготовку. Максим Галь подтвердил наличие указанной проблемы, однако сообщил, что пока данный вопрос остается открытым, хотя на практике бюджетное финансирование разработки мастер-планов уже предусмотрено отдельными регионами, например, в Нижегородской области. Предложил более детально изучить их опыт.
Член Комитета Любовь Аристова предложила выбрать наиболее перспективные пилотные проекты КРТ и отработать их в «ручном режиме» с Минстроем России, поскольку до настоящего времени остаются неясным множество вопросов по их реализации, особенно в части финансирования указанных проектов. Например, неясно в каком размере будет компенсироваться застройщику затраты на расселение аварийного жилья в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 846, за счет каких средств будет осуществляться строительство инженерной инфраструктуры и т.д.
В ходе дискуссии Максим Галь отметил, что все озвученные на заседании вопросы и предложения являются актуальными и требуют решения. Согласился с предложением о формировании реестра пилотных проектов, реализация которых может быть осуществлена в оперативном режиме с участием Минстроя России. Кроме того отметил, что при выходе на торги все меры государственной поддержки застройщика, должны быть обязательно прописаны в проекте договора о КРТ.
Член Комитета Андрей Кирсанов предложил в целях устранения рисков реализации проектов КРТ, особенно в части строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры предусмотреть, что обязательным документом при принятии решения о КРТ должно являться технико-экономическое обоснование, в котором четко должны быть прописаны и просчитаны все «обременения» застройщиков, объем государственной поддержки и вклад публичного инвестора. При этом необходимо разъяснить регионам, что в соответствии с действующим законодательством строительство социальных объектов является обязанностью региональных органов власти, а возложение указанной обязанности на застройщиков возможно только при условии экономического обоснования.
Максим Галь также дал ответы на вопросы членов Комитета об особенностях регулирования механизма КРТ по инициативе правообладателей.
Член Комитета Дмитрий Яковенко остановился на проблемных вопросах при комплексном развитии незастроенных территорий. В отличие от проектов КРТ жилой застройки, которые в большинстве случаев обеспечены инженерными сетями, инфраструктурное строительство на новых территориях приобретает первостепенное значение. Высокая капиталоемкость, отсутствие долгосрочных механизмов финансирования, а также гарантий возвратности средств, создают существенные трудности при реализации таких проектов. Требуется применение различных финансовых инструментов. Предложил обсудить указанные вопросы на отдельном заседании Комитета.
Поддерживая актуальность обозначенных вопросов, Максим Федорченко сообщил, что вопросам финансирования проектов жилищного строительства будет посвящен организуемый Комитетом в рамках форума ROSBUILD-2022 круглый стол на тему «Инструменты стимулирования инвестиционной деятельности в сфере жилищного строительства», который состоится 1 марта 2022 года. Председатель Комитета пригласил собравшихся к участию в указанном мероприятии.